История Российской империи. Параллели

«Ты, Рассея моя… Рас… сея… – азиатская сторона!» Эти унылые строки из стихотворения Есенина, отчасти характеризующего русский менталитет, нуждаются в менее изящном, но более содержательном уточнении. В основе загадочной русской души лежит крутой евразийский замес, историческим стержнем которого является византийско-славянское православие. На этой почве возникла и до сих пор здравствует великая Российская империя. Различные статьи по истории, затрагивающие данный период, лишь подогревают интерес к животрепещущей теме.
 

Болевые точки империи

 

Имперская сущность нашего государства никуда не исчезла ни после событий 1917 года, ни в девяносто первом. Советская реинкарнация впитала в себя прежние державные устои, а Россию наших дней прочно цементируют скрепы государственного устройства СССР. Кстати говоря, этим и объясняется наше топтание на месте сегодня – буржуазно-демократические принципы, насаждённые революционным путём, конфликтуют одновременно и с советской ментальностью, и с частично функционирующей советской моделью, полный отказ от которой может обернуться очередной катастрофой. Огромные холодные территории и этническая разнородность требуют строгого иерархического подчинения государственных структур. Либерализм в чистом виде, скорее всего, губителен для России. В этом смысле история Российской империи весьма поучительна.

Да и монархия, по большому счёту, никуда не делась. Ну и что, что наш президент обходится без короны и не восседает на троне. Многие, гораздо более существенные признаки указывают на тождественность этой должности статусу самодержца, а вот новые демократические институты часто носят декоративный характер.

«А как же выборы?» – озадачится наивный читатель. Во всех так называемых цивилизованных странах эта проблема уже давно успешно решается политтехнологами в пользу тех, кто обладает финансовыми, административными и информационными ресурсами. Менее цивилизованные режимы вообще не заморачиваются по этому поводу.

rossiya posle1917i posle1991
Россия после 1917-го и после 1991-го.

Солдаты, крестьяне и рабочие с лозунгами «Долой самодержавие», конечно же, не знали о том, что царь – есть точка опоры, удерживающая своды государственного здания. Миллионы студентов и прочих романтиков с горящими глазами, заполнявшие мятежные площади в 1991-м, тоже не парились насчёт того, что КПСС – становой хребет вскормившей их страны. Как говорится, не ведали, что творили. Но обличённые властью были обязаны это знать и предвидеть последствия. Увы, ни император со своими бравыми генералами в феврале семнадцатого, ни Временное правительство за весь короткий период своего позорного существования, ни здоровая часть партийного руководства конца восьмидесятых не проявили должной бдительности и твёрдости. Впрочем, многочисленные статьи по истории трактуют этот вопрос неоднозначно, в то время как генеалогические исследования дополнят характеристики каждого более-менее значимого участника тех драматических событий.

Политологи любят напоминать нам о сломе генетического кода нации, произошедшем в девяностые годы прошлого века. Но, пожалуй, правильнее говорить о мутациях этого кода, происходящих скачкообразно. Эти мутации, вероятно, усиливаются в некой прогрессии, поэтому сегодня так бросаются в глаза признаки нравственного и духовного вырождения целых пластов населения. Однако, несмотря на все деструктивные тенденции, история Российской империи продолжается по сей день.

И всё же возникает закономерный вопрос, почему, в сравнении с ключевыми геополитическими игроками, несущие конструкции нашей государственности так уязвимы?
 

А что у них?

 

Развал СССР и китайский феномен

Волей-неволей напрашиваются сравнения с тремя столпами современности – Китаем, США и Европой.

Ещё в конце восьмидесятых Китай представлялся забытым богом краем, где люди влачат нищенское существование. И о чудо! Спустя всего полтора – два десятка лет все уже и забыли о незавидном прошлом этой страны. Как же так?! Ведь это мы в перестроечной эйфории ожидали того чуда, которое потом назовут китайским! Ведь это у нас было всё, для того чтобы сделать тот рывок, который сделали они!

Причин досадного облома несколько. Одна из них была озвучена ранее – это предательство части правящей элиты СССР. Но есть и другое объяснение.

Наши, как их теперь принято называть, западные «партнёры» воздействовали на СССР долго и планомерно, тратя на подготовку новой революции бешеные деньги. «Мягкое» разрушение велось по всем фронтам:
 

  • формирование сценария нефтегазовой зависимости;
  • подрыв идеологических устоев, неизбежно влекущий крушение нравственных принципов;
  • истощение экономики навязанной гонкой вооружений;
  • внедрение в руководящие структуры агентов влияния;
  • использование механизмов межнациональных противоречий и имперской косности.

Разумеется, речь идёт не о лобовых атаках, а о стратегически выверенных долгоиграющих и многоходовых комбинациях, тщательно разработанных в недрах западных интеллектуальных центров. В этом смысле Китай находился в стороне от глобального противоборства.

С развалом Союза произошли тектонические сдвиги в мировой экономике, бдительность победителей в холодной войне притупилась. Дешёвая рабочая сила Поднебесной привлекла внимание крупного капитала, открыв дорогу огромным западным инвестициям. Сохранившаяся социалистическая система обеспечила хорошую управляемость, неразвращённое западной пропагандой население проявило завидное послушание, а правящая элита – мудрость и патриотизм. Капитализм, как и положено хищнику, был посажен в клетку идеологии всеобщего равенства и стратегического госрегулирования. Результат не заставил себя ждать. Со временем на смену «клетке» пришёл просторный «вольер», но основы общественно-политического устройства Китая остались незыблемыми.

rossiya, ssha, velikobritaniya, kitaj
Центры силы. Россия, США, Великобритания, Китай.

Горький привкус американской мечты

Что касается США, то эта страна зарождалась на кольтах лихих отчаянных людей, истребивших одну часть коренного населения, загнав в резервации другую… и учинив кровавую бойню уже между собой. Такая вот недетская колыбель будущей образцовой демократии. Предприимчивость, помноженную на не всегда здоровый цинизм, и можно считать их генетическим кодом. В XX веке революции и глобальные войны обошли Штаты стороной, зато позволили им вдоволь поживиться на чужом горе.
Несмотря на широкий спектр различных свобод, демократия в этой стране имеет жёсткие границы. Когда дело доходит до вершины государственной власти, в ход, как обычно, идут пёстрые политические шоу, но подлинные хозяева Америки – транснациональные корпорации, ФРС и кланы, рвущиеся к глобальному господству, – всегда остаются в тени. Президенты могут меняться, их риторика разнится, смещаются акценты, но государственная линия непоколебима. Это хорошо иллюстрирует якобы случайное избрание Дональда Трампа; он пока бессилен проявить самостоятельность в стратегических аспектах политики. Президент сверхдержавы и его партия могут оказаться под ударом, а реальные правители – нет. В этом и заключается один из секретов государственной устойчивости, которой так фатально не хватает России.

Глобальное порабощение мира – задача, от реализации которой напрямую зависит будущее США. Отказ от золотого стандарта открыл Штатам путь к построению гигантской финансовой пирамиды в масштабах всей планеты. В порочный процесс вовлечены все страны, поэтому они вынуждены поддерживать иллюзию благополучия. Учитывая размах этой «мМм», сроки крушения глобального лохотрона не поддаются определению, а вот установление тотального господства могло бы обеспечить заокеанским правителям полное списание умопомрачительных долгов – «пузыря» на десятки триллионов ничем не обеспеченных долларов. Не слишком оптимистическая картинка. Да и кризис 30-х годов прошлого века заставляет усомниться в абсолютной непотопляемости флагмана мировой экономики, хотя статьи по истории многих западных авторов упорно убеждают нас в обратном.

Ветшающая Европа

Ещё один глобальный игрок – Европейский союз – тоже едва ли может служить примером для безусловного подражания. Правда, когда-то старожилам этого образования удалось трансформировать фактические империи в зоны экономического и политического влияния. Но сегодня пассионарные потомки жителей бывших колоний сотоварищи начинают свой поход на «старушку», которая вряд ли переживёт это нашествие. Используя известное выражение «крысы бегут с тонущего корабля», можно сказать, что Великобритания стала первым «зверьком», покидающим европейский Титаник.
По большому счёту правительство Европейского союза является марионеточным. Самостоятельно оно уполномочено решать только малозначительные вопросы. Решения по глобальным проблемам здесь принимаются европейскими и всё теми же транснациональными финансово-экономическими монстрами, согласующими свои действия с политической линией стратегического союзника – США.

Так что не нужно, пуская слюни, с умилением смотреть на плоды чужого успеха. По законам мироздания все плоды рано или поздно упадут на землю и станут прахом. А вот нам лишний раз стоит задуматься, когда очередной харизматичный оратор пылкими речами начнёт зазывать на баррикады свежую партию пушечного мяса. Вся история Российской империи призывает нас к благоразумию.

Следует отдельно отметить, что статьи по истории выглядят убедительнее, если в них учитываются результаты генеалогических исследований, хотя далеко не всегда удаётся совместить чисто исторический подход с элементами родословия.
 
 

При использовании материалов с сайта, прямая ссылка на источник обязательна.

3 комментариев для “История Российской империи. Параллели”

  1. Генеалогия может помочь понять, почему тот или иной исторический персонаж поступил так или иначе, т.е. откуда в нем те или иные свойства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.