В феврале 1816 года в России было образовано тайное общество, ставшее на непродолжительное время основой для дальнейшей деятельности мятежного дворянства и его объединения под эгидой последующих антимонархических организаций.
Из истории создания
«Союзу спасения» предшествовало несколько легальных и полулегальных организаций. Данная статья, литература и история рассматривают этот вопрос с разных точек зрения и с разной степенью подробности. Вообще, за период с 1814 по 1825 год следует выделить следующие объединения представителей дворянского сословия, выступавших за кардинальные политические перемены:
- «Орден русских рыцарей» – был образован в 1814 году и действовал до1817 года;
- «Союз спасения» – был создан в1816 году и функционировал до1817 года;
- «Союз благоденствия» – был образован в 1818 году (распущен в 1821 году);
- «Южное общество» – действовало с 1821 по1825 год;
- «Северное общество» – было образовано в 1822 году;
- «Практический союз» (1825 год).
Конечно, выше представлены только наиболее значимые организации тайного протестного движения, исторические статьи о которых в изобилии публиковались ещё с советских времён. Однако существовали и менее заметные кружки и объединения, вливавшиеся на разных этапах в более крупные, но близкие по идеологии структуры. Так, например, «Священная артель», возглавляемая братьями Муравьёвыми, была глубоко законспирированной организацией. «Семёновская артель», объединяла не более 20 офицеров и была официально запрещена в 1815 году. Ещё можно отметить кружок Владимира Федосеевича Раевского; кружок этот был настолько малочисленным, что не привлекал особого внимания политического сыска.
Так что Союз спасения, декабристы, которые, конечно же, объединились под этим названием несколько позже, не являлись первопроходцами движения, приведшего Россию к трагическим событиям 1825 года.
Костяк Союза составляли офицеры: М. И. Муравьёв-Апостол и С. И. Муравьёв-Апостол, А. Н. Муравьёв и Н. М. Муравьёв, С. П. Трубецкой, П. И Пестель, Ф. Н. Глинка, М. С. Лунин. Почти все они ранее являлись представителями двух вышеуказанных организаций – «Семёновской артели» и «Священной артели».
Идеологические основы
Главными идейными ориентирами «Союза спасения» провозглашались: гуманизм, свобода личности, борьба с коррупцией, ну и, конечно же, ограничение власти монарха и отмена крепостного права. Изначально и речи не шло о насильственном свержении власти. Не только эта статья, литература и история всего последующего периода подтвердили утопичность такого подхода. Впрочем, некоторые члены организации и раньше высказывались за силовые методы захвата власти.
Надо отметить, что большинство учредителей Союза являлись масонами. Масонские движения набирали свою популярность среди просвещённой знати. Это было связано как с реальными социально-экономическими проблемами, которые накопились в Российской империи, так и с модными тенденциями, заимствованными у европейцев и усилившимися после большой войны, на что указывают и исторические статьи того времени. Заражение части правящей элиты страны вирусом масонства с целью распространения чуждого влияния – тема отдельной публикации. Однако подавляющее большинство молодого дворянства привлекал всего лишь ореол таинственности, который неизбежно присутствовал при организации любого тайного общества. Знатным офицерам, недавно повзрослевшим на минувшей войне, была близка и атмосфера военного братства, которого так недоставало в мирное время.
Впрочем, разногласий в Организации оказалось гораздо больше, чем точек соприкосновения. По этой причине в 1817 году «Союз спасения» перестал существовать, трансформировавшись в новую структуру готовившегося заговора.
Оценки
Оценки деятельности Союза совпадают с оценками движения декабристов в целом. Союз спасения, декабристы будущего восстания являлись всего лишь звеном в цепи крупнейшего в России XIX века заговора, причём, звеном не самым значимым.
Что же касается всего движения декабристов, то оценки их деятельности неоднозначны.
В советское время именитых мятежников позапрошлого столетия почитали как предвестников будущей революции, свершившейся спустя 100 лет после роспуска «Союза спасения». Может быть, по этой причине многие либералы современной России нейтрально относятся к деяниям декабристов (во всяком случае, публично), хотя последние и стояли у истоков современного отечественного либерализма. Любая подробная тематическая статья, литература и история, описывающие события, предшествующие вооружённому восстанию 1825 года, укажут на это.
Для монархистов и патриотов иного толка (за исключением левых течений) деятельность «Союза спасения» и декабристов вообще всегда была и останется разрушительной. Эта позиция сегодня близка многим нашим согражданам. Дело в том, что революция 1917 года и последующие за ней кровавые события, а также трагедия девяностых прошлого века выработали в сознании народных масс стойкое неприятие любых революционных преобразований. Люди чётко усвоили, что в нашей стране победа ретивых реформаторов, связанная со свержением основ государственного устройства, непременно влечёт за собой неисчислимые беды. Впрочем, исторические статьи на эту тему трактуют деятельность заговорщиков в соответствии с мировоззрением конкретных авторов.
Основная тематика сайта представлена здесь.
При использовании материалов с сайта, прямая ссылка на источник обязательна.