Несколько дней назад мир содрогнулся от ужасающих кадров горящего парижского собора – одного из главных символов всех католиков планеты. Впрочем, этот пожар потряс не только христианский мир, но и всё цивилизованное человечество, ибо Собор Парижской Богоматери – далеко не рядовой памятник архитектуры.
Чем же так замечателен этот шедевр европейского зодчества?
Во-первых, следует сказать о месте, на котором был воздвигнут храм. Еще в I веке здесь располагался языческий жертвенник, посвящённый римскому божеству. Во-вторых, строился собор почти 200 лет, что даже по меркам XII века считалось весьма значительным сроком. Первый камень был заложен в 1163 году, а о полной готовности сооружения объявили лишь в 1345-м.
Бесподобное убранство и витражи подчёркивали величие собора во все эпохи, свидетелем которых он являлся. Королевские церемонии, регулярно проводившиеся в храме, подтверждали его высокий статус. Впрочем, при Людовике XIV аутентичные витражи были уничтожены.
Виктор Гюго воспел собор в своём произведении. Невероятно, но каждый посетитель, попадая под своды этого католического храма, ощущал дыхание истории. И это не удивительно, ведь по тем же плитам когда-то ходили и рыцари-крестоносцы, и бесстрашные мушкетёры вместе со своими закадычными врагами – гвардейцами кардинала. Звуки уникального органа придавали мессам возвышенность, достойную святого места.
Собор пережил, хотя и не без потрясений, Великую французскую революцию, став на некоторое время Храмом Разума.
В соборе хранятся три величайшие христианские реликвии: Терновый венец Иисуса Христа, часть Животворящего Креста Господня и Гвоздь из Креста. По заявлениям компетентных лиц, святыни при пожаре не пострадали.
Как видно даже из этой коротенькой статьи, причин для всеобщей скорби по поводу досадной утраты, более чем достаточно, хотя оценить всю полноту величия собора и, соответственно, масштаб трагедии можно только тем, кто хоть раз в нём побывал. Трудно сказать, когда снова станет возможным посещение этого замечательного места.