Союз спасения. Декабристы

В феврале 1816 года в России было образовано тайное общество, ставшее на непродолжительное время основой для дальнейшей деятельности мятежного дворянства и его объединения под эгидой последующих антимонархических организаций.
 

Из истории создания

 

soyuz spaseniya 1817
Союз спасения. Собрание заговорщиков, 1817 год.

«Союзу спасения» предшествовало несколько легальных и полулегальных организаций. Данная статья, литература и история рассматривают этот вопрос с разных точек зрения и с разной степенью подробности. Вообще, за период с 1814 по 1825 год следует выделить следующие объединения представителей дворянского сословия, выступавших за кардинальные политические перемены:

  • «Орден русских рыцарей» – был образован в 1814 году и действовал до1817 года;
  • «Союз спасения» – был создан в1816 году и функционировал до1817 года;
  • «Союз благоденствия» – был образован в 1818 году (распущен в 1821 году);
  • «Южное общество» – действовало с 1821 по1825 год;
  • «Северное общество» – было образовано в 1822 году;
  • «Практический союз» (1825 год).

Конечно, выше представлены только наиболее значимые организации тайного протестного движения, исторические статьи о которых в изобилии публиковались ещё с советских времён. Однако существовали и менее заметные кружки и объединения, вливавшиеся на разных этапах в более крупные, но близкие по идеологии структуры. Так, например, «Священная артель», возглавляемая братьями Муравьёвыми, была глубоко законспирированной организацией. «Семёновская артель», объединяла не более 20 офицеров и была официально запрещена в 1815 году. Ещё можно отметить кружок Владимира Федосеевича Раевского; кружок этот был настолько малочисленным, что не привлекал особого внимания политического сыска.

s. i. muravev-apostol
Подполковник Сергей Иванович Муравьёв-Апостол.

Так что Союз спасения, декабристы, которые, конечно же, объединились под этим названием несколько позже, не являлись первопроходцами движения, приведшего Россию к трагическим событиям 1825 года.
Костяк Союза составляли офицеры: М. И. Муравьёв-Апостол и С. И. Муравьёв-Апостол, А. Н. Муравьёв и Н. М. Муравьёв, С. П. Трубецкой, П. И Пестель, Ф. Н. Глинка, М. С. Лунин. Почти все они ранее являлись представителями двух вышеуказанных организаций – «Семёновской артели» и «Священной артели».
 

Идеологические основы

 
Главными идейными ориентирами «Союза спасения» провозглашались: гуманизм, свобода личности, борьба с коррупцией, ну и, конечно же, ограничение власти монарха и отмена крепостного права. Изначально и речи не шло о насильственном свержении власти. Не только эта статья, литература и история всего последующего периода подтвердили утопичность такого подхода. Впрочем, некоторые члены организации и раньше высказывались за силовые методы захвата власти.
Надо отметить, что большинство учредителей Союза являлись масонами. Масонские движения набирали свою популярность среди просвещённой знати. Это было связано как с реальными социально-экономическими проблемами, которые накопились в Российской империи, так и с модными тенденциями, заимствованными у европейцев и усилившимися после большой войны, на что указывают и исторические статьи того времени. Заражение части правящей элиты страны вирусом масонства с целью распространения чуждого влияния – тема отдельной публикации. Однако подавляющее большинство молодого дворянства привлекал всего лишь ореол таинственности, который неизбежно присутствовал при организации любого тайного общества. Знатным офицерам, недавно повзрослевшим на минувшей войне, была близка и атмосфера военного братства, которого так недоставало в мирное время.
Впрочем, разногласий в Организации оказалось гораздо больше, чем точек соприкосновения. По этой причине в 1817 году «Союз спасения» перестал существовать, трансформировавшись в новую структуру готовившегося заговора.
 

Оценки

 

a. n. muravev
Александр Николаевич Муравьёв.

Оценки деятельности Союза совпадают с оценками движения декабристов в целом. Союз спасения, декабристы будущего восстания являлись всего лишь звеном в цепи крупнейшего в России XIX века заговора, причём, звеном не самым значимым.
Что же касается всего движения декабристов, то оценки их деятельности неоднозначны.
В советское время именитых мятежников позапрошлого столетия почитали как предвестников будущей революции, свершившейся спустя 100 лет после роспуска «Союза спасения». Может быть, по этой причине многие либералы современной России нейтрально относятся к деяниям декабристов (во всяком случае, публично), хотя последние и стояли у истоков современного отечественного либерализма. Любая подробная тематическая статья, литература и история, описывающие события, предшествующие вооружённому восстанию 1825 года, укажут на это.
Для монархистов и патриотов иного толка (за исключением левых течений) деятельность «Союза спасения» и декабристов вообще всегда была и останется разрушительной. Эта позиция сегодня близка многим нашим согражданам. Дело в том, что революция 1917 года и последующие за ней кровавые события, а также трагедия девяностых прошлого века выработали в сознании народных масс стойкое неприятие любых революционных преобразований. Люди чётко усвоили, что в нашей стране победа ретивых реформаторов, связанная со свержением основ государственного устройства, непременно влечёт за собой неисчислимые беды. Впрочем, исторические статьи на эту тему трактуют деятельность заговорщиков в соответствии с мировоззрением конкретных авторов.

 

Основная тематика сайта представлена здесь.
 
 
При использовании материалов с сайта, прямая ссылка на источник обязательна.
 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *