Зарождение авиации в России

samolet mozhajskogo
Самолет Можайского. Фото модели.

В отличие от воздухоплавания, в авиации пилотируется аппарат тяжелее, а не легче воздуха. Эра воздушных шаров началась ещё в конце XVIII века, в том числе и в России, где новое увлечение стало изысканной забавой состоятельных особ. К концу XIX века в Российской империи действовало несколько обществ аэронавтов, проводились международные выставки дирижаблей, появился первый опыт использования аэростатов в военных целях.
 

Самолёт Можайского

 
Неутихающие споры о первых в мире авиаторах – отдельная статья. Отечественная история самолётостроения, в любом случае, начинается с изобретения морского офицера Александра Можайского. До первого полёта в 1882 году ему пришлось пройти долгий путь — с отказом от машущих крыльев, с опытами над подъёмной силой на гигантских воздушных змеях, запряжёнными лошадьми, с постоянным поиском денег и сопротивлением учёного сообщества.
Полномасштабный аппарат Можайского на паровой тяге, построенный почти полностью на его собственные средства, пролетел всего несколько метров, после чего упал набок и сломал крыло. Впрочем, спустя двадцать с лишним лет самолёт братьев Райт пролетел не намного больше и тоже завалился на крыло. Можайскому просто не хватило средств на дальнейшие исследования, и ещё – времени. Он умер всего за несколько лет до появления бензинового двигателя.
 

Гений Николая Жуковского

 
Летательные аппараты рубежа XIX-XX веков строились по методу проб и ошибок, по наитию, что, наряду с открытиями и прорывами, приводило к катастрофам. Серьёзным этапом в области мирового самолётостроения стали труды великого русского учёного Николая Жуковского, который заслуженно считается «отцом авиации».
Уже в 1904 году, проводя исследования в аэродинамической трубе, Жуковский смог объяснить происхождение подъёмной силы – вопрос, над которым бились целые поколения естествоиспытателей, начиная с Ньютона и Леонардо да Винчи. Дальнейшие работы Жуковского привели к определению формы профиля крыла и лопастей винта, которые используются и сегодня. Самолётостроение во всём мире получило научную основу, точные формулы и методы расчёта.
 

Авиация в Российской империи

 

farman
Французский «Фарман». Фото начала XX века.

Период 1909—1914 гг. принято считать временем зарождения российской авиации. В эти годы появились первые самолёты талантливых конструкторов Якова Гаккеля и Дмитрия Григоровича.
В 1909 году на заводе по производству мотоциклов «Дукс» в Москве был выпущен первый российский самолёт. К 1918 году ассортимент насчитывал уже 22 модели, включая гидроплан. В 1914 году в Петербурге под руководством Сикорского заработал авиационный отдел вагонного завода, ставший впоследствии одним из ведущих предприятий ракетно-космической промышленности СССР.
Первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь» Игоря Сикорского, успешно испытанный в 1913, стал началом развития тяжёлой авиации, а его же «Илья Муромец» с пятнадцатью пассажирами на борту установил в 1914 году рекорд продолжительности полёта.

russkij vityaz sikorskogo
«Русский витязь» Сикорского. Фото начала XX века.

В Первую мировую войну воздушный флот России насчитывал около трёхсот летательных аппаратов, большинство из которых всё же производились по зарубежным лицензиям («Фарман», «Ньюпор»). Помимо самолётов и дирижаблей, русская армия единственная в мире имела эскадру отечественных тяжёлых бомбардировщиков дальнего действия.
Авиационную канцелярию возглавлял внук Николая I, великий князь Александр Михайлович. Он сумел организовать авиашколу под Севастополем, наладить производство и закупку машин и двигателей, стал куратором научных исследований в авиации.
 

Воздушный флот СССР в предвоенные годы

 
Хаос революции разрушил большинство начинаний инженеров и пилотов царской России. Но едва затихла Гражданская война, молодая республика начала свой путь в авиации.
В 1923 году под руководством Николая Поликарпова были созданы и запущены в серийное производство самолёт-разведчик Р-1, истребитель И-1 и учебный самолёт У-1. В этом же году было принято постановление об образовании гражданской авиации.

samolet r-1
Самолет Поликарпова Р-1. 20-е годы XX века.

На первых порах советское самолётостроение существенно уступало европейскому. Однако научный и производственный потенциал Советского Союза позволил совершить технический прорыв к середине 30-х. Восьмимоторный «Максим Горький», установив несколько мировых рекордов, стал триумфом российских авиаторов.
Перед войной в полную силу заработали КБ под управлением выдающихся авиаконструкторов, каждому из которых может быть посвящена объёмная статья. Отечественная история запомнит этот период становления авиации как расцвет инженерной мысли, связанный с именами Лавочкина, Сухого, Туполева, Яковлева, Ильюшина, Микояна, Гуревич и многих других конструкторов, учёных и изобретателей.

 
 
Основная тематика сайта представлена здесь.

 
 
При использовании материалов с сайта, прямая ссылка на источник обязательна.
 
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.